Как поступать жителям, если жилье стали сносить без подписания договоров и без предварительной выплаты компенсаций?
Мэрией г. Жалал-Абад 2 июня 2016 года началось изъятие части земли и сносу части строения у 41 собственников земель по ул. Ленина. Граждане о сносе получили Уведомления 27 мая 2016г. При этом мэрией г. Дж-Абад не были получены от собственников письменного согласия на выкуп части земель в письменном виде. Ранее, 27 мая от 25 жителей в адрес мэрии поступило обращение в письменном виде о несогласии с решением по изъятию и размером компенсации. Получение Обращения жителей письменно завизировано сотрудником мэрии г. ДЖ-Абад. Третьего июня после вмешательства Общественных организации ОПЗ «Справедливость» и Ошский филиал ОО «МЦ Интербилим», мэрия, используя административные рычаги, вынудили 21 чел. подписать договора задним числом – 3,4,7 июня, 4 человека решили оспорить решение мэрии в суде. Основанием для изъятия явилось Постановление Жалал-Абадского городского Кенеша от 16.03.2011 года №13, где указано о сужении улицы Ленина г. Жалал-Абад с 72 до 40 метров. А также Распоряжение Мэра города Жалал-Абад о расширении ул. Ленина от 04.02.2016 года №19-, где как основание делается ссылка на Постановление горкенеша от 16.03.2011 года №13. Первое Уведомление о сносе и изъятии, а также с указанием суммы компенсации жители получили 19 января 2016г. Второе уведомление с указанием суммы компенсации жителями получено 26 мая 2016 года, в первом уведомлении сумма компенсации разнится со вторым уведомлением. На запрос Интербилим в КУМС Дж-Абад по разнице суммы компенсаций двух Уведомлений Мэрия ответила, что первое Уведомление явилось технической ошибкой.
Участие Ошского филиала ОО «МЦ Интербилим». Юристы организации со 3 июня оказывают консультации гражданам по вопросам сноса и изъятия жилья, разъясняют права граждан. Трем владельцам, желающим оспорить суммы компенсации в суде оказана техническая поддержка в оценке независимой оценки имущества. Двум собственникам со стороны ОО «Интербилим» и ОПЗ «Справедливость» оказывается бесплатная адвокатская защите в суде. Изучены правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на жилье 41 чел. Некоторые документы жителей не удалось изучить в виду нахождения их в Госрегистре. Экспертиза документов показала почти у всех наличие правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на жилье.
Уведомления получено жителями 19 января 2016 г., распоряжение мэрии г. Дж-Абад принято от 4 февраля 2016 г. Когда была осуществлена независимая оценка со стороны мэрии неизвестно, выясняется. Второе Уведомление получено – 26 мая, отказ по решению о сносе жители дали – 27 мая, принудительный снос осуществлен – 2 июня.
Чем закончился инцидент: 12 чел. подписали договора добровольно и получили компенсации, 21 чел. подписали договора принудительно и получили компенсации, 5 жителям отказано в компенсации т.к. забор установлен за границей участка собственника, 4 чел. оспаривают суммы компенсации в суде. Правозащитные институты «Справедливость» и «Интербилим» оспорили также действие мэрии в суд. Судебные тяжбы продолжаются.
Правовая оценка: 1.Земельный участок для обслуживания жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства не подлежит изъятию для государственных, муниципальных и общественных нужд. (ст. 32. п. 6 ЗК КР). Из этого следует, что изъятие части земельного участка жилого дома, что описано в данном примере, запрещено Законом КР, за исключением добровольной продажи части собственности. 2. Основанием для изъятия (выкупа) земельного участка являются общественные и государственные нужды. (Ст.66 ЗК КР). Инициатором изъятия следует доказать основания изъятия, если решение вынесено о сужении, а не о расширении, и нет размеров ул. в градостроительных планах архитектуры г. Дж-Абад, данный снос является незаконным. С другой стороны нет последовательности действий мэрии между Уведомлением от 19 января и Постановлением мэрии о решении по изъятию от 4 февраля 2016г. Следовательно, Уведомление от 19 января считается не действительным. Тогда как сроки между вторым Уведомлением и фактическим сносом составляет – 6 дней (от 26 мая по 2 июня). Согласно международным нормам сроки между датой Уведомления и фактическим сносом составляет не менее 90 дней. 3. Изъятие имущества для общественных нужд помимо воли собственника может быть произведено по решению суда со справедливым и предварительным обеспечением возмещения стоимости этого имущества и других убытков, причиняемых в результате отчуждения. (Ст.12 Конституция КР). Судя по тому, что существует письменный отказ от 25 граждан, изъятия следует расценивать как принудительное, помимо воли собственника. Следовательно, изъятие должно было осуществляться через суд. 4. Изъятие земельного участка для государственных и общественных нужд производится после выплаты стоимости права на земельный участок и возмещения убытков. (Ст.66. ЗК КР). В данном примере отмечается грубое нарушение прав граждан со стороны мэрии, допустившие снос раньше, чем заключение договоров и выплаты стоимости права. Так, решение мэрии по изъятию является незаконным, что и стало основанием оспаривания их действий в суде.
Свежие комментарии