Меры, принятые Кыргызстаном, и рекомендации для обеспечения реализации права на достаточное жилище в период пандемии COVID-19.
- Общий обзор правовой анализ права:
Право на достаточное жилище является ключевым компонентом права на достаточный жизненный уровень. Данное право предусмотрено статьей 11 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах, одной из участниц которого является Кыргызская Республика и в связи с чем, несет обязательства по исполнению положений Пакта.
Ко всему прочему, статья 46 Конституции Кыргызской Республики закрепляет право каждого на жилище. Эта же статья предусматривает предоставление малоимущим и иным нуждающимся лица жилища на безвозмездной основе или же за доступную плату.
2. Отступление и ограничение прав человека в период пандемии COVID-19:
В отличие от статьи 4 Международного Пакта о гражданских и политических правах, Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах не предусматривает отступление от прав при чрезвычайном положении, изложенных в Пакте, но допускает определенные ограничения. Так, статья 4 Пакта гласит:
«Участвующие в настоящем Пакте государства признают, что в отношении пользования теми правами, которые то или иное государство обеспечивает в соответствии с настоящим Пактом, это государство может устанавливать только такие ограничения этих прав, которые определяются законом, и только постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическим обществе». 1Однако, очевидно, что природа права на достаточное жилище такова, что любое его ограничение не будет способствовать благосостоянию в демократическом обществе. Более того, в условиях пандемии любое ограничение данного права создаст угрозу здоровью и благополучию общества, в целом.
С началом распространения пандемии множество стран ввели на своих территориях ограничения определенных прав в целях борьбы с пандемией. Так, 13 стран, в том числе и КР, направили Генеральному Секретарю ООН извещения об отступлении об отдельных прав. Кыргызстан в качестве отступлений указал два права – на свободу передвижения и на свободу мирных собраний. Отступлений от иных прав указано не было. Следовательно, Кыргызская Республика в период пандемии COVID-19 и действия режимов чрезвычайного положения и чрезвычайной ситуации продолжает нести обязательства, взятые на себя в рамках международных договоров.
3. Рекомендации специального докладчика ООН по соблюдению права на достаточное жилище в период пандемии COVID-19 и сопоставление с мерами принятыми Кыргызской Республикой:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml
8 и 28 апреля 2020 года на то время действующий специальный докладчик по праву на достаточное – г-жа Лейлани Фарха опубликовала ряд директивных записок с рекомендациями государствам по смягчению негативных воздействия пандемии на обязательства и гарантии обеспечения достаточного жилища по всему миру, в частности лицам, которые могут лишиться крова в результате пандемии и бездомным2.
Как отмечает г-жа Лейлани Фарха, право на достаточное жилище играет наиважнейшую роль в период пандемии, поскольку призывы правительств оставаться дома, самоизолироваться невозможно исполнить, если у человека буквально отсутствует крыша над головой или же он быть выселен из жилища.
Далее, в обобщенном виде, будут приведены актуальные для Кыргызстана рекомендации специального докладчика в виде мер, которые должны принять государства с целью гарантии соблюдения права на достаточное жилище.
А) Директивная записка: лица, арендующие жилье и выплачивающие ипотечные взносы:
- Запретить выселения из жилища во время и в течение разумного периода после пандемии в виду неуплаты арендной платы, выплат по ипотечным кредитам и коммунальных платежей. Все процедуры, начавшиеся до вспышки пандемии должны быть приостановлены;
- Принять меры по немедленной «заморозке» и отсрочке арендных выплат, запрещая любое повышение арендной платы в период и в течение значительного времени после пандемии;
- Учредить механизм (орган), который будет осуществлять надзор над исполнением вышеуказанных мер;
- Меры, предусмотренные в данной директивной записке должны распространяться и на неформальный рынок найма жилья.
Б) Директивная записка: бездомность:
- Немедленно предоставить жилище всем бездомным людям, живущим на улице, с тем, чтобы переместить данных лиц в места постоянного проживания, чтобы им не пришлось вернуться на улицы по окончании пандемии;
- Обеспечить, чтобы женщины и дети, которые вынуждены покинуть свои дома в виду насилия, не становились бездомными и были обеспечены альтернативным жильем, включающим в себя все необходимые для жизни условия;
- Экстренное жилище, предоставляемое государством, должно обеспечить все условия для физического дистанцирования, самоизоляции и карантина лиц, в нем проживающих;
- Государство должно воздержаться от любых действий, которые могут привести к тому, что люди могут остаться бездомными в период пандемии.
https://www.ohchr.org/RU/Issues/Housing/Pages/HousingIndex.aspx
В) Директивная записка: запрет на выселения:
— Запретить все мероприятия по выселению в период и в течение разумного периода по окончании пандемии. Единственным исключением может служить тот факт, что выселяемый причиняет вред другим лицам, или же если выселение проводится из соображений безопасности для самого выселяемого;
- Обеспечить лицам, подвергшимся или тем лицам, которым грозит выселение доступ к правосудию и правовым средствам защиты.
Г) Директивная записка: Построить жизнь лучше той, что была прежде:
- Государство при осуществлении финансовых интервенций должно неизменно руководствоваться принципами прав человека и учитывать воздействие данных мер на осуществление прав человека;
- Деятельность частных финансовых учреждений должна подлежать правовому надзору, чтобы данные учреждения не воспользовались сложившийся ситуацией в своих интересах и во избежание негативного воздействия на право на достаточное жилище;
- Разработать и принять политики, направленные на ослабление ипотечного бремени для недопущения выселения в связи с невозможностью оплаты ипотечных взносов;
- Обеспечить, чтобы все меры поддержки и пакеты стимулирования, направленные на сектор недвижимости и строительства, были обусловлены строительством доступного жилья, в том числе для лиц с низким уровнем доходов;
- Проводить на национальном и локальном уровнях консультации между правительством, заинтересованными сторонами, союзами жильцов и арендаторов, строительным компаниями и финансовыми институтами консультации с целью решения жилищных проблем, вызванных пандемией, и разработки стратегией, в основе которых лежит правозащитный подход.
1. Какие из этих мер уже были предприняты государством?
К сожалению, преобладающее большинство из вышеуказанных рекомендаций в сфере достаточности жилища еще не были ни инициированы, ни реализованы Кыргызской Республикой.
Тем не менее, не маловажно и предписание Центрального Банка Кыргызской Республики от 19 марта 2020 г. всем кредитным и финансовым учреждение о отсрочке кредитных платежей.3 По словам Главы НБКР отсрочка направлена исключительно на сектор предпринимательства, то есть, ни о каких отсрочках по оплате ипотечных кредитов речи не идет.4 Несмотря на то, что в данном документе напрямую не упоминается отсрочка платежей по ипотечным кредитам, некоторые институты кредитования, такие как Государственная Ипотечная Компания, произвела отсрочку по ипотечным кредитам5.
https://www.nbkr.kg/newsout.jsp?item=31&lang=RUS&material=97371
http://kabar.kg/news/glava-natcbanka-rasskazal-kogo-kosnetsia-otsrochka-po-oplate-kreditov-v-sviazi-s- koronavirusom/
https://gik.kg/ru/news/full/995.html
Но стоит отметить, что государством еще не охвачены такие слои населения как арендаторы жилья и бездомные. Мониторинг показал, что за время действия ЧП и ЧС на территории Кыргызстана в мэрии/комендатуры городов Ош и Бишкек не раз обращались жители, которые находятся на грани выселения в виду неуплаты арендной платы с вопросом какие меры предпринимаются для решения их проблемы. Во всех случаях, мэрии городов предлагали обратиться жителям в индивидуальном порядке, умалчивая о каких-либо общих мерах поддержки. Помимо этого, в Интербилим-Ош обратились 19 семей с подобной проблемой, в результате данным семьям были предоставлены правовые консультации.
Одной из мер правительства по поддержанию предпринимательства была указана отсрочка коммунальных платежей. Но аналогичная мера для всего населения в целом своего отражения не нашла, что непосредственно ставит под угрозу сам принцип достаточности жилища.
Также, в период действия режим ЧП на реализации прав человека негативно сказывался тот факт, что судебная система буквально не функционировала (кроме следственных судей, осуществлявших свою деятельность в соответствие с графиком дежурств). Это, в свою очередь, идет в разрез вышеуказанной рекомендации специального докладчика о необходимости обеспечения лицам, которым грозит выселение, возможности прибегать к средствам правовой защиты и доступ к правосудию.
Следует отметить, что большинство из предложенных специальным докладчиком мер имеют длительное воздействие на период времени, не ограничивающийся лишь периодом пандемии. Поэтому Кыргызской Республике необходимо в кратчайшие сроки разработать соответствующие меры реализации жилищной политики с учетом вышеуказанных мер и/или пересмотреть уже существующие полититики.
Обзор деятельности Ошского филиала Интербилим по срочному реагированию в реализации прав граждан на достаточное жилище:
- Эдвокаси кампания по снижению процентной ставки за ипотечное кредитование в январе-феврале месяце получил результаты: процентная ставка с 6% снижена на 4%, результат лобби депутатов местного кенеша и департамент ипотечного кредитования г.Ош
- Сделано обращение в мэрию г.Ош об организации шелтора в ОФ «Мусада» для бездомных и выделении питания из пожертвований граждан, поступивших на счет мэрии г. ОШ. Обращение принято к исполнению.
- Сделано Обращение в мэрию показанию продуктовой помощи КЦ «Ак-Журок», где проживают женщины и дети, подверженные домашнему насилию.
- Сделано обращение в мэрию об открытии финансирования проектов социального заказа, согласно программе социального заказа должно быть финансирование кризисного центра и шелтора на 2020ый год. Ответ получен, в местном бюджете нет денег и не известно, когда появится возможность. Однако, запланировано заседание комиссии по социальному заказу с целью срочного обсуждения программы реализации социального заказа, во время которой будут рассмотрены срочность проектных идей и внесение изменений в программу социального заказа по оказанию помощи граждан при Covid-19
- Оказано содействие в сохранении арендного жилья (неформального) 21ой семье в г. ОШ, около 82 человек – среди них 5 семей с ЛОВЗ. Оказана помощь одной семье в Новопавловке Чуй: вышли через ФБ. Последнюю семьи передали в кризисный центр Сезим, они сняли им номер в гостинице.
- Лоббирование членов сети НКО региональный гуманитарный форум в качестве членов комиссии при 7 МТУ г.Ош. Так, в критерии по отбору нуждающихся в гумпомощи включен критерий: проживающий на съемной квартире. Члены комисси также отслеживают, чтобы продуктовая помощь была оказана нуждающимся по месту пребывания, а не по месту прописки (интересы внутренних мигрантов и временно пребывающих в г.Ош.
Рекомендации для гражданского общества КР, занятые в сфере права на достаточное жилище
- Мониторинг основных рекомендаций спец-докладчика:
- исполнение мер, предпринятых Правительством КР по немедленной «заморозке» и отсрочке арендных выплат, запрещающие любое повышение арендной платы в период и в течение значительного времени после пандемии, а также политики, направленные на ослабление ипотечного бремени для недопущения выселения в связи с невозможностью оплаты ипотечных взносов;;
- отследить деятельность исполнительного органа и механизм, который осуществляет надзор вышеуказанных мер;
- собрать информацию по тому, как эти меры, предусмотренные в вышеуказанных мерах распространяется и на неформальный рынок найма жилья.
- предоставление жилища всем бездомным людям, живущим на улице, с тем, чтобы переместить данных лиц в места постоянного проживания, чтобы им не пришлось вернуться на улицы по окончании пандемии;
- положение пожилых, женщин и детей, которые вынуждены покинуть свои дома в виду насилия, не становились бездомными и были обеспечены альтернативным жильем, включающим в себя все необходимые для жизни условия;
- мониторинг временного жилья, предоставляемое государством, на наличие условия для физического дистанцирования, самоизоляции и карантина лиц, в нем проживающих;
- государственных и местных политик, способствующих воздержаться от любых действий, которые могут привести к тому, что люди могут остаться бездомными в период пандемии.
- обеспечение лицам, подвергшимся или тем лицам, которым грозит выселение доступ к правосудию и правовым средствам защиты.
- провести анализ и собрать данные по бездомности при Ковид – 19,
- Сделать рекомендации для органов власти в сфере:
- мер поддержки и пакетов стимулирования, направленные на сектор недвижимости и строительства, были обусловлены строительством доступного жилья, в том числе для лиц с низким уровнем доходов;
- провести на национальном и локальном уровнях консультации между правительством, заинтересованными сторонами, союзами жильцов и арендаторов, строительным компаниями и финансовыми институтами консультации с целью решения жилищных проблем, вызванных пандемией, и разработки стратегией, в основе которых лежит правозащитный подход.
Свежие комментарии