Справка обоснование к проекту Положения о порядке изъятия (выкупа) недвижимого имущества для общественных нужд
- Причины принятия, цели и основные пункты Положения.
Анализ текущей ситуации в части регулирования порядка изъятия недвижимого имущества для общественных нужд на основе результатов проведенного исследования в сфере изъятия жилья для общественных нужд в Кыргызской Республике выявил необходимость разработки нормативного правового акта – Положения, поскольку в действующем законодательстве определены основополагающие принципы и условия изъятия для общественных нужд, но отсутствует единый нормативный правовой акт, который регулировал бы весь процесс изъятия недвижимого имущества для общественных нужд и роль каждого участника в этой системе (в этом процессе), то есть отсутствует механизм, регулирующий порядок осуществления деятельности уполномоченных органов по изъятию (выкупа) для общественных нужд. Таким образом, созданы условия по необеспечению единого правового регулирования и единой практики право применения по вопросам изъятия недвижимого имущества для общественных нужд, вследствие чего создаются условия для нарушения прав граждан, чье имущество подвергается изъятию для общественных нужд.
Для защиты прав граждан при изъятии недвижимого имущества для общественных нужд, для четкого понимания самого процесса, порядка и процедур изъятия и для реализации норм и требований пункта 11 статьи Земельного Кодекса Кыргызской Республики » от 2 июня 1999 года N 45 разработан настоящий проект Положения «О порядке изъятия (выкупа) недвижимого имущества для общественных нужд» (далее – Проект).
Проект положения состоит из 6 глав и 72 пунктов.
В главе 1 «Общие положения» даются основные понятия, применяемые в Положении.: общественные нужды, изъятие недвижимости для общественных нужд и др.
Определены участники данного процесса, введены понятия Правообладатель и Инициатор. Инициаторами изъятия могут выступать правительство в лице уполномоченного им государственного органа, а также органы местного самоуправления. Правообладатель – это лицо, у которого изымают недвижимое имущество для общественных нужд. Еще одним из важных участников данного процесса является межведомственная комиссия, которую создает Инициатор изъятия для проведения всей процедуры изъятия, и в которую входят руководители местных структурных подразделений государственных органов по делам архитектуры и строительства, «Кадастра», охраны окружающей среды и лесного хозяйства, сельского и водного хозяйства, здравоохранения, чрезвычайных ситуаций, энергетики, по контролю за использованием и охраной земель, представители других технических служб, а также руководители органов МСУ данной территории, организации гражданского общества (НКО) и общественность, имеющие опыт работы в сфере изъятия недвижимости. Данная комиссия разрабатывает План изъятия в соответствии с настоящим Положением и осуществляет саму процедуру изъятия в соответствии с регламентом.
В главе 2 «Принятие решения об изъятии недвижимости для общественных нужд» определены принципы изъятия в соответствии с международными стандартами. Также определены случаи, когда не принимается решение б изъятии. Решение об Изъятии оформляется постановлением Инициатора, в котором определяется состав Межведомственной комиссии для реализации процедуры изъятия и которой дается поручение разработать План изъятия для дальнейшего утверждения Инициатором изъятия.
В главе 3 «Разработка Плана изъятия и принятие решения об изъятии» определяется процедура и сроки работы комиссии по разработке плана изъятия, его обсуждения с население. Комиссия на основании изучения ситуации на изымаемой территории с целью соблюдения прав человека готовит отчет об оценке воздействия выселения на население территории, подлежащей отчуждению, с особым уклоном на уязвимые группы населения. Обсужденный и согласованный План изъятия утверждается Инициатором.
В главе 4 «Порядок проведения процедуры изъятия» определяется порядок работы Инициатором с Правообладателями по вопросу изъятия. Даются определения видов компенсаций за изъятое недвижимое имущество: 1) выкуп недвижимости (денежная компенсация стоимости изымаемого недвижимости), 2) предоставления равноценного земельного участка и/или жилья, 3) сочетания этих видов. При этом определяются основные требования к этим видам компенсации в соответствии с международными стандартами. Для определения выкупной цены могут привлекаться независимые оценщики.
В главе 5 «Договор об изъятии недвижимости для общественных нужд» определяется порядок подписания договора в случае согласия Правообладателя на Изъятие.
В главе 6 «Государственная регистрация прекращения права собственности и перехода прав на недвижимость в связи с их изъятием для общественных нужд» определяются случаи перехода права собственности от Правообладателя к Инициатору: подписанный договор об изъятии или решение суда.
Важным является описание действий должностных лиц органов МСУ и независимых наблюдателей во время переселения, чтобы гарантировать отсутствие применения силы, насилия или запугивания.
3. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий
Принятие данного проекта Положения позитивно повлияет на:
— осуществление государственной политики и создание правового регулирования по внедрению единых процедур (стандартов) по изъятию недвижимые имущества (жилья и земельного участка) для общественных нужд, направленных на учет интересов граждан и соблюдение их прав, уважение к праву частной собственности на недвижимое имущество;
— повышение уровня прозрачности и на уровень взаимодействия и ответственности всех участников, вовлеченных в процесс изъятия жилья и земельных участков для общественных нужд;
— создание возможностей для реального определения и возмещения /покрытия выкупной цены/компенсации стоимости земельного участка без жилья или с жильем;
— создание единой практики право применения по изъятию земельного участка без жилья или с жильем для общественных нужд;
— создание основы для осуществления парламентского и общественного контроля за процессом и за соблюдением норм по изъятию жилья и земельного участка для нужд;
— улучшение доступа к объективной информации по вопросам изъятия недвижимого имущества для общественных нужд, что позволит создать условия для социально-экономического развития страны и регионов, повысить условия проживания населения республики, особенно в сельской местности, обеспечение социального равенства и недопущение дискриминации прав и понижение уровня жизни потенциально затрагиваемых лиц, у которых будет изыматься недвижимое имущество для общественных нужд.
Проект Положения не повлечет негативных социальных правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий.
4. Информация о результатах общественного обсуждения
В соответствии со статьей 22 Закона КР «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» данный проект Положения направлен для размещения на официальном сайте Правительства Кыргызской Республики.
5. Анализ соответствия проекта Положения законодательству Кыргызской Республики
Представленный проект Положения не противоречит Конституции КР, нормам действующего законодательства КР, а также вступившим в установленном порядке в силу международным договорам, участницей которых является Кыргызская Республика.
6. Информация о необходимости финансирования
Принятие настоящего проекта Положения не повлечет прямых дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета.
7. Информация об анализе регулятивного воздействия
Представленный проект Положения не требует проведения анализа регулятивного воздействия, поскольку не направлен на регулирование предпринимательской деятельности, и устанавливает только порядок и процедуры изъятия недвижимого имущества для общественных нужд.
Свежие комментарии