ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на предмет соответствия законодательству Кыргызской Республики Положения «О порядке распределения жилья на ипотечных условиях мэрией города Ош», утвержденного Постановлением Ошского городского кенеша №11 от 28 сентября 2021 года
К консультанту/адвокату обратился Ошский филиал ОО «МЦ Интербилим»с просьбой предоставить юридическое заключение на предмет соответствия законодательству Кыргызской Республики Положения «О порядке распределения жилья на ипотечных условиях мэрией города Ош», утвержденного Постановлением Ошского городского кенеша №11 от 28 сентября 2021 года.
Для изучения были предоставлены копии следующих документов (в сканированном виде):
- Постановление Ошского городского кенеша №11 от 28 сентября 2021 года «Об утверждении порядка распределения жилья на ипотечных условиях мэрией города Ош»;
- Положение «О порядке распределения жилья на ипотечных условиях мэрией города Ош», утвержденного Постановлением Ошского городского кенеша №11 от 28 сентября 2021 года (далее по тексту – Положение).
В результате изучения всех вышеперечисленных документов установлено следующее:
- Предложения и замечания по Положению
- В пункте 1.1. Положения, определена цель Положения как «обеспечение жильем граждан Кыргызской Республики…», которая противоречит конституционной норме — части 3 статьи 45 Конституции Кыргызской Республики, согласно которой «Государственные органы и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для реализации права на жилище», но ни в коем случае – «обеспеченье жильем граждан Кыргызской Республики…».
Извлечения из Конституции КР от 11 апреля 2021 года:
«Статья 45.
1. Каждый имеет право на жилище.
32. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
3. Государственные органы и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для реализации права на жилище.
4. Малоимущим и иным нуждающимся лицам предоставляется жилье из государственных, муниципальных и других жилищных фондов либо в социальных учреждениях на основаниях и в порядке, предусмотренных законом».
- Пункт 2 не раскрывает «какие взаимоотношения в сфере ипотеки» регулируются, и данная норма носит «общий и констатирующий характер» и имеется дублирование с пунктом 1.1 Положения.
- Название Положения не соответствует содержанию Положению, предмет регулирования, которые определены в пунктах 1.3 и 1.4 Положения, не отвечают названию Положения, то есть не соблюдены требования по нормотворческой технике, определенные в статьях 11 и 12 Закон КР «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики». В частности, имеется расширение предмета регулирования Положения и не отвечает наименованию Положения – в названии обозначен предмет регулирования, данного нормативного правового акта, как «порядок распределения жилья на ипотечных условиях», и в пункте 1.3 Положения указано «настоящее Положение определяет основные требования к процессу распределения на ипотечных условиях жилья…»
Пункт 1.4 Положения расширяет предмет регулирования – предметом регулирования является – «порядок и условия продажи иного имущества в многоквартирных домах, построенных уполномоченным органом мэрии города Ош и/или состоящих на балансе мэрии города Ош» (прим автора – «уже не на ипотечных условиях»).
Извлечения из Закона КР «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики»:
«Статья 11. Общие требования, предъявляемые к форме и структуре нормативного правового акта
1. Текст нормативного правового акта излагается с соблюдением норм литературного языка и юридической терминологии. Не допускается употребление устаревших и многозначных слов и выражений, эпитетов, метафор, сокращение слов. Текст статьи (пункта) не излагается повторно в других статьях (пунктах).
2. Нормативные правовые акты должны быть внутренне согласованными, логично построенными и соответствовать нормотворческой технике.
При изложении текста нормативного правового акта сначала размещаются общие, а затем конкретные положения. При изложении норм права следует избегать чрезмерно обобщенных либо чрезмерно детализированных формулировок.
3. Названия нормативного правового акта, части, раздела, подраздела, главы и статьи должны быть лаконичными, четко сформулированными и отражать их основное содержание. Термины и понятия, используемые в тексте нормативного правового акта, должны быть понятными и однозначными. При необходимости уточнения терминов и понятий, используемых в нормативном правовом акте, в нем помещается статья (пункт), разъясняющая их значение.
Название нормативного правового акта, предусматривающего изменение и (или) дополнение может содержать название нормативного правового акта, в который вносятся изменение и (или) дополнение, а также краткое указание на сферу регулируемых общественных отношений.
4. Изменения и (или) дополнения вносятся в основной нормативный правовой акт. Вносить изменения и (или) дополнения в основной нормативный правовой акт путем внесения изменений и (или) дополнений в изменяющий и (или) дополняющий его нормативный правовой акт недопустимо.
5. Порядок вступления нормативного правового акта в силу и поручения государственным органам излагаются в виде заключительных положений.
6. Нормативные правовые акты должны иметь следующие реквизиты:
государственный герб Кыргызской Республики;
указание на вид акта в соответствии со статьей 4 настоящего Закона;
наименование, обозначающее предмет регулирования данного нормативного правового акта;
место и дата принятия;
регистрационный номер;
подпись лица, уполномоченного подписывать соответствующий нормативный правовой акт;
гербовая печать.
(В редакции Закона КР от 11 июля 2013 года N 131)
Статья 12. Структурные элементы нормативного правового акта
1. Структурными элементами нормативного правового акта являются части, разделы, подразделы, главы, параграфы, статьи, части статей, пункты, подпункты и абзацы.
2. Преамбула (введение) — самостоятельная, не являющаяся обязательной, часть нормативного правового акта, содержащая информацию о причинах, условиях и целях его принятия (издания). Включение нормативных предписаний в преамбулу не допускается.»
4) В п. 1.6 Положения – не раскрыто понятие «уполномоченный орган, который построил жилье».
5) Пункт 1.7 Положения дублирует норму 1.5 Положения.
6) В п.1.3 Положения установлено, что «Настоящее Положение… является обязательным к исполнению для всех граждан в рамках настоящего Положения.». Возникает вопрос, «Нормы настоящего Положения не распространяются на другие лица, участвующие в предоставлении жилья, находящегося в муниципальной собственности – на муниципальные служащие и структурные подразделения мэрии города Ош, на Комиссию по распределению жилья на ипотечных условиях и иного имущества и т.д.?».
7) Названия разделов 2, 3 и 4 Положения изложены некорректно и не отвечают содержанию текста этих разделов, скорее Законодатель имел ввиду «Полномочия мэрии города Ош, уполномоченного органа мэрии города Ош, а также права и обязанности иных участников, вовлеченных в предоставление/получение жилья на условиях ипотеки».
8) П.4.2 Положения расширяет круг граждан, имеющих право на получение жилья на ипотечных условиях. Согласно п. 1.1 – «получать жилье на ипотечных условиях могут граждане КР, проживающие в городе Ош». В соответствии с п.4.2 – получать жилье на ипотечных условиях, построенных мэрией города Ош и на территории города Ош – могут претендовать на получение все граждане Кыргызской Республики.
9) пункт 4.4 Положения «Гражданам выдается на ипотечных условиях, как правило, одно жилье на одну семью» является дискриминационной и противоречащей ст.45 Конституции Кыргызской Республики.
10) В Положении требует уточнения не только субъекты, имеющие право на получение жилого помещения на ипотечных условиях, но и объекты права – в частности, как ранее отмечалось идет речь о распределении жилья, построенного мэрией города Ош или находящегося на балансе мэрии города Ош, в другой норме – «иного имущества в многоквартирном доме», из содержания пункта 13.4 Положения — «строящегося жилого многоквартирного дома» (предполагается уже «долевое строительство жилого дома с участием вкладов граждан?).
11) П. 5.2 Положения определяет «основание регистрацию граждан – Книга регистрации граждан…». При этом не раскрыта суть этой Книги.
12) В пункте 5.3 Положения определены перечень документов – предоставления справки о неимении недвижимого имущества и справку с места жительства, что противоречит положениям Указа Президента Кыргызской Республики «О неотложных мерах по активизации внедрения цифровых технологий в государственное управление Кыргызской Республики» от 17 декабря 2020 года № 64 и Указа Президента Кыргызской Республики » О дальнейших мерах по повышению доступности и качества предоставления государственных и муниципальных услуг населению» от 8 февраля 2021 года УП № 27, согласно которым «упразднить процедуру запрашивания государственными органами и органами местного самоуправления справок и/или документов от граждан и юридических лиц в бумажном виде, заменив их на обмен данными в электронном виде через систему межведомственного электронного взаимодействия «Тундук» при получении государственных и муниципальных услуг, определяемых Правительством Кыргызском Республики».
13) В пункте 5.12 Положения указано, что «В случае одобрения заявления граждан…». Следует уточнить одобрения каким органом? Также следует заменить некорректно употребляемое выражение «в случае отклонения» » — на » в случае отказа в регистрации заявления, должностным лицом составляется мотивированный отказ в регистрации заявления».
14) В п.15 Положения определено » учетные дела и Книга регистрации хранятся в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики…». При этом не указано каким законодательством, сфера регулирования законодательства.
15) Считаем некорректным употребление слов «актуальными, актуальности документов…» в п. п. 15 и 16 Положения, такое понятие не применяется в делопроизводстве и документообороте.
16) В пункте 6.2 установлено, что «жилье на ипотечных условиях предоставляется гражданам только на основании решения Комиссии». Данная норма противоречит нормам статьи 13 Жилищного Кодекса КР, согласно которой – «предоставление гражданам жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности – является компетенцией исполнительного органа МСУ.
17) П.6.6 регламентирует требование об уплате первоначального взноса… При этом не установлен порядок определения размера первоначального взноса.
18) Следует исключить раздел 7 Положения «Порядок и условия продажи иного имущества в многоквартирном доме» из данного Положения, так как предмет регулирования рассматриваемого Положения – является «распределение жилья на ипотечных условиях мэрией города Ош».
19) Название раздела 8 Положения «Финансовые параметры» – изложено некорректно, так «наценка» не может применима к правоотношениям, регулирующие ипотечные отношения. Исходя из содержания раздела можно предположить, что данный раздел определяет «цена/стоимость жилья и условия внесения оплаты стоимости жилья, то есть условия исполнения обязательств по частям – периодичность и сроки внесения/погашения соответствующих платежей и их размеры». При этом четко следует уточнить условия предоставления жилья (предоставление/купля-продажа жилья на условиях ипотеки или в рассрочку).
20) В Положении следует прописать, что предоставление жилья гражданам на условиях ипотеки осуществляется после утверждения Ошским городским кенешем установление порядка пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе путем утверждения программы приватизации объектов муниципальной собственности (п. 5 ч.2 ст.34 Закона КР «О местной государственной администрации и местном самоуправлении»).
Тем более согласно ч. 4 ст. 70 Закона КР «О местной государственной администрации и местном самоуправлении» имеется указание, чтобы «…органы местного самоуправления: «1) принять соответствующие меры по реализации настоящего Закона; 2) привести свои решения в соответствие с настоящим Законом».
Исходя из вышеизложенного, считаю, преждевременным в настоящее время осуществлять реализацию норм Положения с целью предотвращения наступления спорных/конфликтных ситуации между гражданами и мэрией города Бишкек в силу того, что многие нормы Положения требуют уточнения и приведения норм Положения «О порядке распределения жилья на ипотечных условиях мэрией города Ош», утвержденного Постановлением Ошского городского кенеша №11 от 28 сентября 2021 года в соответствии с гражданским, жилищным законодательством, Законами КР «О залоге», «О государственных и муниципальных услугах», «О местной государственной администрации и местном самоуправлении».
Свежие комментарии